Художественно-историческая справка о традициях народного художественного промысла, возрождаемого ООО ПКФ «Фарфор».

Производственно-коммерческая фирма «Фарфор» является правопреемницей художественных традиций Песоченской фаянсовой фабрики, основанной в 1853 году в результате перепрофилирования молотового горнового завода его владельцем С.И. Мальцовым.

В 1898 году фабрика была арендована, а в 1911 году приобретена Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова.

С 1936 года она носит название «Кировский завод стройфаянса», затем ЗАО «Кировский стройфарфор», из которого в 1994 году была выделена художественная часть и образована «Производственно-коммерческая фирма «Фарфор».

С самого начала песоченское производство было ориентировано на выпуск бытовых изделий. В мальцовский период (первые четыре десятилетия) продукция представляла собой ограниченный ассортимент преимущественно белой фаянсовой посуды. Она выпускалась в количестве 40 – 50 тыс. штук в год на сумму до 150 тыс. рублей.

Коренным образом картина меняется при Кузнецовых. Песоченская фабрика стала последним приобретением Матвея Сидоровича Кузнецова – главы крупнейшей отечественной фирмы по выпуску изделий из фарфора и фаянса. Размах кузнецовской деятельности определил масштабы этого некрупного для Товарищества предприятия. В прейскуранте фабрики 1914 года значилась несколько сот наименований, а разнообразие товара достигало 2900 фасонов. Среди них были изделия бытового назначения , как умывальные и туалетные приборы, рукомойники, мыльницы, вазы для зонтов, так и традиционные многопредметные столовые, чайные, детские и игрушечные сервизы и наборы, отдельные изделия: кувшины, миски, приборы для мясных и рыбных блюд, масленки, фруктовницы, бонбоньерки и др.

Особенными среди обширного ассортимента стали плетеные фаянсовые сухарницы, фруктовницы, лоточки, закрепившиеся именно на этом кузнецовском производстве.

Художественная работа базировалась на ручном творческом труде. В декоре это выражалось в вариантности росписи, в формообразовании – в ручном исполнении плетеных изделий. Штат кузнецовских мастеров насчитывал сотни человек. Это обеспечивало вариантное разнообразие песоченского фаянса. Живописная разделка включала растительный декор, решенный в условной, по народному манере, с легкой стилизацией элементов, а также геометрический орнамент. Здесь развивались знаменитые «агашки», многообразная кузнецовская «прозолоть» - тонкий графически исполненный растительный рисунок с прорисовкой золотом, а также «усики», отводки. Нехитрый декор, как правило, располагался на белом фоне, отдавая должное самому материалу.

В истории фабрики имел также место агитационный фаянс – изделия с сюжетной росписью и пропагандистскими текстами в духе советских призывов 1920-х годов.

Эта богатая история фабрики отражена в художественной традиции ее продукции. Современное производство опирается на них. С созданием в 1994 году Производственно-коммерческой фирмы «Фарфор» возобновлен выпуск изделий по кузнецовским образцам начала XX века. Это, в первую очередь, плетеные изделия – сухарницы, фруктовницы, лоточки. Мастера сумели полностью овладеть этой технологией. Выполненные в белом варианте, а также покрытые кобальтом и позолотой они стали золотым фондом в ассортименте предприятия. Наряду с вариативными копиями старых образцов в этой группе вещей намечается развитие традиции плетения и в новых предложениях художников.

Характер формообразования современных песоченских изделий произрастает на традиции кузнецовского фаянса. Это супницы, чайники, масленки, шкатулки, в формах которых просматривается сочетание рациональной логики утилитарной вещи с органичным ей художественным решением. Для современных мастеров работа с подобными образцами является хорошей школой в овладении культурой формообразования. В таком контакте со старыми вещами происходит преемственность художественной традиции, ее освоение новыми поколениями мастеров и художников.

В 1990-е годы в серийное производство были внедрены новые виды изделий, разработанные художниками предприятия.Это различные фасоны ваз для цветов, цветники, графины, питьевые наборы, бульонницы, блюда, подсвечники, а также мелкая пластика и интерьерного характера скульптура, в числе которой настольные и напольные украшения («Глухарь», «Собака» и др.)

Своей ассортиментной политикой современное производство встраивается в собственную 150-летнюю традицию создания необходимых в быту, но декоративно осмысленных предметов. Как и прежде оно целиком базируется на ручном художественном труде мастеров - исполнителей, которые работают на принципах свободного творческого варьирования. Настоящий ассортимент насчитывает около двухсот художественных изделий, выполняемых ручным способом.

Продукция Производственно – коммерческой фирмы «Фарфор», которой исполняется восемнадцать лет, в 2012 году была отнесена Калужским областным художественно - экспертным советом по художественным промыслам и ремеслам при департаменте культуры и искусства к изделиям народных художественных промыслов (Протокол №8 от 12 декабря 2011 года).

Разработчик движка сайта: Евгений Масляев